Форум » Имеется ли альтернатива классно-урочной системе? » Имеется ли альтернатива классно-урочной системе?-обсуждение 2011 года » Ответить

Имеется ли альтернатива классно-урочной системе?-обсуждение 2011 года

Админ: Главная задача, которая ставится перед современным образованием - научить детей учиться самостоятельно. На это, в конце концов, нацелены все реформы и инновации в системе образования (новые стандарты, компетентностный подход, и др.). И тут мы наблюдаем серьёзное противоречие между целью, и методами, которыми эта цель достигается. Основной метод достижения обозначенных целей- использование в обучении классно-урочной системы. Во времена, когда она возникла (несколько столетий назад), такие цели не ставились перед системой образования, основной задачей была просто передача знаний. Однако классно-урочная система оказалась исключительно технологичной, и дожила до наших дней практически в неизменном виде. И, как оказалось, традиционный инструмент совершенно не готов к применению в достижении новых приоритетов в образовании. Традиционная классно-урочная система, в том виде, в каком она сейчас существует, НЕ УЧИТ, и не стимулирует детей к тому, чтобы учиться самостоятельно. Дети в среднестатистической современной школе- просто потребители образовательной услуги, объекты образовательного процесса, и всё. На наш взгляд, сейчас как никогда чётко обозначилось противоречие между новыми инструментами, гораздо более адекватными поставленным целям, которые можно использовать в обучении (социальные сети, ICQ, телеконференции, дистанционка), и морально устаревшей классно-урочной системой, с её основным, фронтальным методом обучения, обязательным ежедневным посещением школы, и т.п. На наш взгляд, классно-урочная система держится лишь за счёт гигантской инертности системы образования, и административного ресурса. А также, конечно, за счёт её технологичности - в этом ей нельзя отказать. Как вы считаете, есть ли будущее у классно-урочной системы?

Ответов - 27 новых, стр: 1 2 All

МС Черепанов: Классно-урочная система учила и будет учить. Только если раньше на подготовку достаточно было 2-3 часа, то сегодня - не менее суток. Изменилось информационное пространство, и все заготовки, конспекты припасенные впрок на современном уроке не сработают. Учитель учится вместе с учениками. Мы живем в России, не на Западе, соборность - это наше. Поэтому коллективные формы воспитания и обучения неискоренимы и эффективны(!!!) Товарищ мл. лейтенант Калинина Ирина, если вы собираетесь оставаться в 19 и 20 веках с соборностью и т.д., то и оставайтесь, дело ваше. Только оглянитесь, вы же пользуйтесь Сами благами цивилизации 21 века, произведенными явно не за счет классно-урочной системы, а за счет индивидуализированного образования и призводства. Мир, экономика, общество- стали другими, и система образования должна меняться, быть в адеквате, ребенок может и должен выбирать образовательные программы и где их осваивать, я говорю об открытом образовании. А что касается классно-урочной системы- она останется в поселениях с традиционным укладом экономики и общества, она там адекватна. Я предлагаю Вам там и жить и работать, если Вас это устроит. Только боюсь что нет. Вы же пользуйтесь достижениями Била Гейтса и Стива Джобса, а детей учить собираетесь как учил Ян Коменский. Дети между порочим получают образование вне Вашей системы, и мощное образование, необходимое для жизни в современном мире, например IТ и т.д. но это образование- вне системы, и его становится все больше и больше. Так что мой Вам совет- уезжайте в Чердынский район от грядущих постмодернистких и постиндустрильных вызовов. с ув. МС Черепанов

Мукаева Т.М.: Когда-то, мотивируя тем, что система изжила себя, отказались от пионерских организаций, комсомола, распустили колхозы. Взамен ничего нового и хорошего не придумали. Но и возрождать старое не было смысла. И по отношению классно-урочной системы есть мнения, что нужно отменить и внести коренные изменения, соответствующие современным требованиям. А кто 100% уверен, что другие формы будут полностью соответствовать всем инновациям? Я считаю, что дистанционное обучение, проектное обучение, продуктивное обучение необходимо внедрять в школу, но полностью уйти от классно-урочной системы тоже нельзя. Они могут мирно сосуществовать вместе, не мешая друг другу.

Админ: Мукаева Т.М. пишет: И по отношению классно-урочной системы есть мнения, что нужно отменить и внести коренные изменения, соответствующие современным требованиям. Как ни странно, но среди власть придержащих таких мнений нет. Классно-урочно система исключительно подходит под бюрокаратизацию всего и вся, поэтому "сверху" революции по отношению к ней мы не дождёмся Мукаева Т.М. пишет: Я считаю, что дистанционное обучение, проектное обучение, продуктивное обучение необходимо внедрять в школу, но полностью уйти от классно-урочной системы тоже нельзя. Они могут мирно сосуществовать вместе, не мешая друг другу. Вряд ли могут мирно сосуществовать. Это разные способы организации учебного процесса, противоречащие порой друг другу по сути своей. Ни одна из этих концепций не получила широкого распространения какраз потому, что весь распорядок регламентируется в рамках классно-урочной системы. И перечисленные концепции живут только в той мере, в которой ей не противоречат.


Мукаева Т.М.: Админ пишет: Как ни странно, но среди власть придержащих таких мнений нет. Классно-урочно система исключительно подходит под бюрокаратизацию всего и вся, поэтому "сверху" революции по отношению к ней мы не дождёмся Я не имела ввиду власть. Я согласна, что власти выгодна классно-урочная система, например, с точки зрения оплаты. Мирно сосуществовать- это значит в разных школах может быть разная система и учащиеся выбирают где и как им учиться. Или по блокам: можно сколько-то учиться в классно-урочной системе, потом разделиться по группам выполнять проекты, или идти по индивидуальной траектории. В Перми ведь есть система Монтессори, которая не мешает классно-урочной системе.

Ольга Глушкова: Альтернатива существует. Например, здесь указываются такие формы, как метод проектов, школа-парк (по М.Балабану) и проч. Авторы собщений рассматривают и проблемы, с которыми сталкиваются сегодня те, кто работает за рамками классно-урочной системы. Кстати, с некоторыми размышлениями по поводу результативности предлагаемых вариантов можно познакомиться здесь. Соглашусь, что недостатки классно-урочной системы есть. Но вот хочется поспорить с Админом, который пишет: Традиционная классно-урочная система, в том виде, в каком она сейчас существует, НЕ УЧИТ, и не стимулирует детей к тому, чтобы учиться самостоятельно. Дети в среднестатистической современной школе- просто потребители образовательной услуги, объекты образовательного процесса, и всё. Аргументы - в материалах заочного тура

Калинина Ирина: Классно-урочная система учила и будет учить. Только если раньше на подготовку достаточно было 2-3 часа, то сегодня - не менее суток. Изменилось информационное пространство, и все заготовки, конспекты припасенные впрок на современном уроке не сработают. Учитель учится вместе с учениками. Мы живем в России, не на Западе, соборность - это наше. Поэтому коллективные формы воспитания и обучения неискоренимы и эффективны(!!!)

Админ: Вот пример поведения ученика на традиционном уроке в рамках классно-урочной системы. Утро. Ученик с трудом просыпается, и полчаса добирается до школы. У него 6 уроков. В классе 25 человек. На 5 из 6 уроков ученик слушает лекцию учителя, которая на 90 процентов является пересказом учебника, невпопад чтото записывая в тетрадь. Ни на одном из уроков ученика не спросили с целью планомерного контроля знаний. Всё, 6 уроков отсижены, ученик тратит ещё полчаса на то, чтобы добраться до дому. День прошёл здря. По статистике, в рамках существующей наполняемости классов в традиционной модели классно-урочной системы обратная связь учитель-ученик возникает 2-3 раза за четверть. Всё остальное время ученик занимается "слушанием" в лучшем случае. Где же тут эффективное обучение?

Калинина Ирина: Такой же день может состояться и при дистанционной форме, проектной и т. д.Вы перечислили издержки организации. Я работаю дистанционным учителем в сельской школе. С 1 января оплата за интернет проводится по новой схеме. В итоге, оказавшись временно без связи, дети по-старинке пыхтят над учебниками, и мое ноу-хау ситуацию не спасет. Деньги, оргмоменты перекроют кислород любой инновации. Я считаю, что технологичности как раз и не хватает классно-урочной системе. Если бы она присутствовала, и не только в рамках одного класса, а в параллелях, вертикалях, школах в целом, вопрос о потерянном времени так остро бы не стоял.

Админ: это вы считаете, что время потеряно. В глазах управленца - всё идёт как надо: дети под присмотром, чемто заняты, и успешно сдают ЕГЭ. Всё исключительно технологично. На мой взгляд, пыхтеть над учебникаами - это какраз полезно. В рамках классно-урочной системы учебники, по большому счёту, не очень нужны, ибо ИСТОЧНИКОМ знаний является учитель.

Калинина Ирина: Все относительно. Я знаю учителей, которые заходят в класс - дети уже ждут указаний работы по учебнику и выходят, они все еще с учебником. Импульсация знаний учителя происходит в сугубо конкретных ситуациях. Другой пример, я веду уроки по индивидуальной программе, на дому, готовлю к экстернату. Эффективность - не выше, а может быть и ниже, чем в классно-урочной модели. Да, дети с ослабленными возможностями. Но, то, что мы замышляем, как альтернативу классно-урочной, тоже очень уязвимо. У меня класс коррекционного обучения. С трудом установила связь с 2-мя ученицами, т.е. в классе 2 компьютера, все. Класс повышенного уровня. Дистанционные формы сотрудничества приняли ок. 50% детей. Поэтому и говорю о системе работы с классом и в классе как не до конца исчерпавшей себя.

Админ: Я отлично понимаю обозначаемые вами проблемы. И главной является не отсутствие компьютеров и интернета, ни отставание детей, а то, что дети сами НЕ МЫСЛЯТ другой формы организации учебных занятий, кроме классно-урочной. Вот в чём проблема! Современный ребёнок просто не знает, что он будет делать, и как реализовывать ту самостоятельность, которая у него появляется при переходе скажем, на экстернат или дистанционку. А вина в этом в том числе, и нас, педагогов. Уже несколько десятилетий одно из основных требований к обучению - формирование ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ+ ещё компетенции прикрутили. А воз и ныне там, ничего не сдвинулось - дети как не умели учиться самостоятельно, так и не умеют.

Калинина Ирина: Я тоже понимаю перечисленные вами проблемы. Знаю на практике уровень готовности детей к самообразованию. Я попробовала себя во многих нетрадиционных формах ведения урока. Это как глоток свежего воздуха, проба сил, "выход из-за печки". Но все эти эксперименты и пробы лишний раз убеждают, что в настоящий момент отказываться от урока-класса нельзя, а, наоборот, следует наращивать свое мастерство в ведении традиционного урока. Даже если я теоретически скажу "Да" нетрадиционным формам обучения, реальная действительность меня не поддержит. Не готовы мы еще в основной школе, в основной массе своей идти "на абордаж" к нетрадиционке... Извините, дальнейшее общение продолжить не смогу, уезжаю в Екатеринбург, надолго.

Ольга Глушкова: Админ пишет: Современный ребёнок просто не знает, что он будет делать, и как реализовывать ту самостоятельность, которая у него появляется при переходе скажем, на экстернат или дистанционку. А мы себя мыслим за рамками этой системы? Судя по тем сылкам, которые я разместила выше, тема "горячей" для большинства не оказалась - несколько реплик на каждом форуме. А вопрос действительно интересен. Но скажите, такого опыта много? Не думаю. К тому же он явно ограничен определенной категорией детей (в любом случае это дети, чьи родители заинтересованы в их развитии и предпринимают конкретные действия для этого) , потому результативность подобного опыта для всех может вызывать сомнения. Пока, думается, разумнее сочетать различные формы. Ведь те самые 10 часов внеурочной деятельности (о которых так много говорят, но на вопрос "А где деньги взять?" пока четко не отвечают), так вот эти 10 часов, как я поняла, и можно будет осваивать как раз за пределами класса и урока, поэтому знакомиться с этми формами надо уже сейчас, хотя бы теоретически.

Админ: Админ пишет: Ведь те самые 10 часов внеурочной деятельности (о которых так много говорят, но на вопрос "А где деньги взять?" пока четко не отвечают), так вот эти 10 часов, как я поняла, и можно будет осваивать как раз за пределами класса и урока тогда возникнет другая проблема, вернее, она всегда была актуальной: ребёнок просто будет "заученным", всегда под контролем, это ж надо: 6 уроков его в школе контролируют, а потом ещё после школы контролируют. Основная часть жизни ребёнка перемещается под чей-то контроль, тем самым, удаляя его от семьи. Если с кем и надо школе заниматься по 10 часов после уроков, так это не с детьми, а с его родителями

Ольга Глушкова: Такой вопрос тоже задавали докладчику на вебинаре по "Новой школе" Отчасти я соглашусь с этим мнением, но сейчас мы с Вами, уважаемый Админ, исходим из нашей позиции родитлей, которые в свободное время готовы с ребенком идти на лыжах, обсудить книгу или просмотренный фильм, отправиться в отпуск, чтобы посмотреть достопримечательности города ,посетить выставки и проч., и проч. А что в это время делают дети, чьи родители не могут или не хотят заниматься ими?



полная версия страницы