Форум » Имеется ли альтернатива классно-урочной системе? » Имеется ли альтернатива классно-урочной системе?-обсуждение 2011 года » Ответить

Имеется ли альтернатива классно-урочной системе?-обсуждение 2011 года

Админ: Главная задача, которая ставится перед современным образованием - научить детей учиться самостоятельно. На это, в конце концов, нацелены все реформы и инновации в системе образования (новые стандарты, компетентностный подход, и др.). И тут мы наблюдаем серьёзное противоречие между целью, и методами, которыми эта цель достигается. Основной метод достижения обозначенных целей- использование в обучении классно-урочной системы. Во времена, когда она возникла (несколько столетий назад), такие цели не ставились перед системой образования, основной задачей была просто передача знаний. Однако классно-урочная система оказалась исключительно технологичной, и дожила до наших дней практически в неизменном виде. И, как оказалось, традиционный инструмент совершенно не готов к применению в достижении новых приоритетов в образовании. Традиционная классно-урочная система, в том виде, в каком она сейчас существует, НЕ УЧИТ, и не стимулирует детей к тому, чтобы учиться самостоятельно. Дети в среднестатистической современной школе- просто потребители образовательной услуги, объекты образовательного процесса, и всё. На наш взгляд, сейчас как никогда чётко обозначилось противоречие между новыми инструментами, гораздо более адекватными поставленным целям, которые можно использовать в обучении (социальные сети, ICQ, телеконференции, дистанционка), и морально устаревшей классно-урочной системой, с её основным, фронтальным методом обучения, обязательным ежедневным посещением школы, и т.п. На наш взгляд, классно-урочная система держится лишь за счёт гигантской инертности системы образования, и административного ресурса. А также, конечно, за счёт её технологичности - в этом ей нельзя отказать. Как вы считаете, есть ли будущее у классно-урочной системы?

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Админ: Ольга Глушкова пишет: А что в это время делают дети, чьи родители не могут или не хотят заниматься ими? Вот этих то родителей и должна воспитывать школа, работать с ними, тянуть както. Сейчас это, в связи с катастрофой, не побоюсь этого слова, заключающейся в том, что просвещение как вид работы с населением, исчезло совершенно, а также исчез целый класс изданий - научно-популярная литература, как никогда актуально.

Ольга Глушкова: Админ пишет: Вот этих то родителей и должна воспитывать школа, работать с ними, тянуть както. Согласна. Поскольку у нас теперь в качестве структурного подразделения - детский сад, мы пришли к выводу, что необходимо разрабатывать программу для тех мамочек, которые еще беременные ходят, чтобы их ориентировать на то, что детей не только накормить и одеть нужно, а еще и воспитывать. В городах этим занимаются, а на селе - проблема. Но Вы, уважаемый Админ, снова все на школу перекладываете. И теперь учитель плюсом к своей ставке будет вести 10 часов "внеурочки" (денег, похоже, не дадут), а еще "просвещением как видом работы с населением" заниматься?

Админ: Ольга Глушкова пишет: И теперь учитель плюсом к своей ставке будет вести 10 часов "внеурочки" (денег, похоже, не дадут), а еще "просвещением как видом работы с населением" заниматься? В существующих условиях классно-урочной системы эта идея, конечно же, не реализуема. Однако при высвобождении времени учителей, которое обязательно произойдёт хоть при сколь либо серьёзном переходе на дистанционку, она совершенно реальна. Ещё раз повторю свою цитату: трагедия в том, что ни учителя, ни ученики не мыслят себя вне классно-урочной системы


Ольга Глушкова: Правильно ли я поняла, что в Вашем понимании дистанционные курсы будут представлять собой уже готовые наборы (вроде "Телешколы"), где учителю отводится только роль тьютора?

Админ: Ольга Глушкова пишет: Правильно ли я поняла, что в Вашем понимании дистанционные курсы будут представлять собой уже готовые наборы (вроде "Телешколы"), где учителю отводится только роль тьютора? да, это один из вариантов. Не согасен с фразой "ТОЛЬКО роль тьютора". Тьютор в нормально организованном ДО - это ОРГАНИЗАТОР процесса усвоения знаний, а это работв чрезвычайно важная, и, в отличии от сейчашной работы учителя, содержит гораздо меньше рутинных, нетворческих моментов. Кроме того, наши реалии обязывают педагога-тьютора быть автором-соавтором дистанционных уроков-курсов. Сдесь как никогда становится востребован опыт учимтелей, отработавших в школе несколько десятилетий. Я считаю, что их опыт, оформленный в новой оболочке, будет ещё долго востребован.

Ольга Глушкова: Спасибо за ответ. Я уже и сама отследила свое "только" Как говорится, "оговорка по Фрейду" - еще одно подтверждение тому, насколько сильны стереотипы мышления. Сама уже столкнулась с ролью тьютора - и на опыте поняла, что это "ТОЛЬКО "- ого какое на самом деле . Но для меня было важнее другое - я об "авторстве-сооавторстве дистанционных уроков-курсов". И вот тут-то, уважаемый Админ, я обращаюсь к Вашему предыдущему сообщению, где Вы говорите о высвободившихся временных резервах (оно-то и вызвало мои сомнения). Явно не стыкуется - времени больше не будет, да и по поводу сокращения "рутинных, нетворческих моментов" сомнения есть

Админ: Ольга Глушкова пишет: Явно не стыкуется - времени больше не будет, да и по поводу сокращения "рутинных, нетворческих моментов" сомнения есть Есть деятельность рутинная - проверка тетрадей, выставление оценок, подготовка материалов - всё это занимает время ценное учителя. Добавьте к этому ежедневное ведение уроков (по 6 часов), проговаривание параллели одного и того же по нескольку раз - это тоже деятельность рутинная, по большому счёту. ДО освобождает учителя от таких нетворческих временных затрат, высвобождая время для других видов деятельности, один из них - это подготовка дистанционных курсов, на базе своего опыта. Времени это потребут поначалу не меньше, быть может даже больше, однако: 1. Меняется структура деятельности - она становится творческой, продукто-ориентированной, 2. Единажды созданный курс начинает работать на учителя, автоматизируя целый ряд перечисленных рутинных функций, и, опять же, высвобождая время для дальнейшего творческого поиска. Это, всё, конечно в идеале, и начнёт работать только тогда, когда дистанционные формы обучения займут хоть сколь бы значимое место в структуре образования

Ольга Глушкова: Спасибо, что пояснили, в чем заключается рутинная деятельность учителя Админ пишет: Единажды созданный курс начинает работать на учителя, автоматизируя целый ряд перечисленных рутинных функций, и, опять же, высвобождая время для дальнейшего творческого поиска. Но тогда не получится так, что дистанционка будет еще более консервативной форомой, нежели урок? Потому что изменения потребуют гораздо больше временных и финансовых затрат

Админ: Ольга Глушкова пишет: Но тогда не получится так, что дистанционка будет еще более консервативной форомой, нежели урок Не думаю. Хотя, конечно, при желании испортить можно самое хорошее начинание... За дистанционку технический прогресс, связанный с развитием прежде всего сетевых технологий. Это и icq и Скайп с телеконференциями, и социальные сети, блоги и форумы - на всём на этом можно базировать элементы дистанционного обучения. Не далёк тот день, когда по сети можно будет передавать себя в 3D фомате то есть различных форм организации ДО очень много, классно-урочная система же свой ресурс исчерпала. Единственное техничесое новшество, появившееся за очень большой временной срок для испрользования в классно-урочной системе - это интерактивные доски. К сожалению, их использование не стало массовым ввиду различных причин. По деньгам же, базируясь на западном опыте, можно утверждать, что ДО обходится в разы дешевле классно-урочного обучения, то что потрачено, можно будет вернуть за счёт экономии

Ольга Глушкова: Админ пишет: icq и Скайп с телеконференциями, и социальные сети, блоги и форумы - на всём на этом можно базировать элементы дистанционного обучения. Не далёк тот день, когда по сети можно будет передавать себя в 3D фомате На первом курсе я писала эссе по педагогике, что-то о школе будущего. Помню, начала с того, что описала класс - на огромном экране высвечивается информация, которую видят дети, у каждого - персональный компьютер И так далее, и тому подобное - насколько хватало моей фантазии в 1989 году Но дальше я размышляла о том, что при всем при этом важно, какой Учитель будет в этой новой школе и с чем он придет к детям. Потому что главное - общение (не путать с коммуникацией!)... Наверное, это правильно, что личность учителя при такой модели обучения (ДО) утрачивает актуальность. В этом, на мой взгляд, одно из достоинств ДО, но и один из недостатков этой системы. Мне кажется, что будет утеряно что-то очень важное... Хотя - время покажет

Админ: Ольга Глушкова пишет: личность учителя при такой модели обучения (ДО) утрачивает актуальность. В этом, на мой взгляд, одно из достоинств ДО, но и один из недостатков этой системы. Вы совершенно правильно понимаете достоинства-недостатки ДО. При этом надо понимать тот факт, что даже при переходе на ДО, очное обучение, элементы классно-урочной системы никуда не исчезнут, на ДО имеет смысл переводить только те элементы обучения, качество реализации которых напрямую не завязано на личности учителя. Нельзя перевести на ДО практическую составялющую обучения естественным наукам, а также ряд форм организации занятий гуманитарных дисциплин. Это означает, что личность учителя не теряет своей значимости и при ДО

Ольга Глушкова: Админ пишет: Это означает, что личность учителя не теряет своей значимости и при ДО Спасибо утешили



полная версия страницы